Педагогам

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического, психического, социального здоровья, важная роль отводится учреждению дошкольного образования. Однако решение этой проблемы невозможно без слаженной работы руководителя физического воспитания и воспитателя дошкольного образования.

Как показывает практика, многие воспитатели д/о не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с руководителем физического воспитания зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности воспитанников, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

Формы двигательной деятельности : утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, физкультурные досуги и праздники. Эти формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие воспитанников. Решение данных задач осуществляется в рамках физкультурно-оздоровительной работы

Задача воспитателя перед физкультурным занятием проследить за наличием спортивной одежды воспитанников и обуви, одежда должна быть облегченной.  Воспитатель сам переодевается в спортивную форму.

Воспитателю следует накануне физкультурного занятия:

  • ознакомиться с его содержанием;
  • обсудить с руководителем физического воспитания организационные моменты;

- обговорить расстановку оборудования.

- осуществлять страховку

-проводить индивидуальную работу с ослабленными воспитанниками.

При ознакомлении воспитанников с новыми общеразвивающими упражнениями руководитель физического воспитания показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если воспитанники выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то руководитель физического воспитания контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних.

Типовое занятие по физической культуре делится на 3 части: вводная часть, основная часть и заключительная, на протяжении всего занятия воспитатель осуществляет взаимодействие с руководителем физвоспитания.

Вводная часть. Воспитатель наблюдает за поведением воспитанников, контролирует соблюдение дистанции во время движения.

Основная часть. Воспитатель участвует в оказании индивидуальной помощи воспитанникам по необходимости, помогает контролировать правильность выполнения общеразвивающих упражнений воспитанниками. Воспитатель помогает специалисту расставлять необходимый спортивный инвентарь для гимнастических упражнений и убирает его после выполнения воспитанниками упражнений.

Зная индивидуальные возможности каждого воспитанника, воспитателю необходимо выбрать место расположения так, чтобы оказать в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель должен знать содержание игры, выучить с воспитанниками слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой детей дошкольного возраста, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

Все что делают воспитанники за занятиях, воспитатель обязательно закрепляет с ними в повседневной жизни при проведении индивидуальной работы, которая проводиться в часы игр и прогулок с одним ребенком или с небольшой группой.

Следуя рекомендациям руководителя физического воспитания, воспитатель организуют работу с воспитанниками, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных воспитанников.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, воспитатель в тесном контакте с руководителем физического воспитания организует в группах и на участке развивающую двигательную среду, учитывая возрастные особенности воспитанников и их интересы.

При организации физкультурных досугов, праздников воспитатель – незаменимый помощник для руководителя физического воспитания. Процесс подготовки к празднику сплачивает воспитанников и педагогов единством цели и общими задачами.

Подготовка к празднику – это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, приглашений.

Большую роль в оздоровлении воспитанников играют прогулки и походы. Данную работу проводят, как руководитель физического воспитания, так и воспитатель.

Чтобы воспитатель был первым помощником надо регулярно: на консультациях знакомить воспитателей с планом работы обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый воспитанник; вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из воспитанников нужна индивидуальная помощь на практических занятиях помогать воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.

Постоянная, совместная работа руководителя физического воспитания и воспитателя поможет достичь результатов в решении задач общего физического воспитания воспитанников, формирования здорового образа жизни.

Анализ должен строиться на основе выполнения программных задач.

В результате изобразительной деятельности ребёнок создаёт какой-то продукт, отражая в нём впечатления и опыт жизни. Особое значение изобразительного искусства для развития воображения заключается в том, что оно позволяет прямо ставить перед воспитанниками творческую задачу, давать ребёнку возможность придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно.

      К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы воспитатель должен размещать на заранее подготовленном месте.

Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать воспитанникам возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания воспитанников помогут педагогу в оценке детского творчества.

Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей дошкольного возраста на конкретный ответ.

В некоторых случаях педагог предлагает воспитанникам подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех.

 Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Если, например, перед воспитанниками стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным.

Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей дошкольного возраста на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как воспитанники справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

1. Дать общую оценку деятельности детей дошкольного возраста.

2. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы.

3. Рассказать о работе указанной воспитателем.

4. Предложить найти работу, похожую на образец.

5. Сравнить работу с образцом.

6. Найти две разные работы.

7. Найти похожие работы.

8. Найти работу с ошибкой.

9. Найти работу, в которой проявлено творчество.

10. Найти незаконченную работу.

11. Рассказать о своей работе (самоанализ).

12. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

13. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

14. Предложить найти натуру по работе.

15. Выделить две – три самые аккуратные работы.

16. Найти самый интересный рисунок.

17. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.

18. Найти работы с самыми выразительными образами.

К каждой конкретной деятельности, исходя из программных задач, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

Государственное учреждение образования "Детский сад  аг. Геранёны" 

Учреждение дошкольного образования функционирует с 1979 года.

Учреждение образования рассчитано на 60 мест, работают 4 группы. Имеется музыкально-физкультурный зал, игровые площадки, площадка по изучению правил дорожного движения, методический кабинет.

Деятельность учреждения дошкольного образования направлена на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Режим работы учреждения дошкольного образования:

понедельник-пятница, с 7.45. до 18.15,

 

Из жизни дошкольного учреждения

Наше учреждение

Методика развития связной речи детей дошкольного возраста

Формирование умений и навыков монологической речи у детей дошкольного возраста требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Работа педагога направлена на то, чтобы сформировать у детей элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию означает: обучение их воссозданию готовых текстов (т.е. пересказу); созданию собственных текстов. Оно осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Конкретные задачи обучения детей рассказыванию определены учебной программой дошкольного образования.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях по развитию речи проводится подготовительная работа по обучению дошкольников рассказыванию. Ребенок может описать предмет, игрушку, картинку лишь отвечая на вопросы педагога. Занятия проводятся в игровой форме.

В среднем, старшем дошкольном возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, составлению рассказов.

Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: источнику высказывания, по функции (назначению), ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи  по игрушкам и предметам, по картине и серии картин, из опыта, творческие рассказы.

В зависимости от ведущего психического процесса выделяют рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

В зависимости от функции (назначения) выделяют три типа монологов: описание, повествование, рассуждение.

У детей формируют умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Детей дошкольного возраста учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Дети могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказ по картине или по серии сюжетных картин.

Необходимо особенно подчеркнуть развитие у детей умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Задача педагога — научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Методика применения различных приемов и их  выбор претерпевает изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д.

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда педагог начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.  Совместное рассказывание  применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Педагог выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, подсказывает последовательность, способы связи.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Речевой образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Его следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко.

Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы, так как он будет сковывать детскую мысль, побуждать детей к дублированию услышанного от педагога.

Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например, в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами, для оценки детских высказываний.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала педагог  сам поясняет структуру образца рассказа, впоследствии к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие содержание рассказа и его последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, педагог постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления об их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые педагогом или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с педагогом отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Педагог может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы. К каждой из них составляются план, а затем 2 – 3 высказывания, которые в конце объединяются педагогом или хорошо рассказывающим ребенком.

Моделирование используется в старшем дошкольном возрасте. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа.

Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

Для обучения связной речи также используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Педагог подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей группе привлекаются дети.

На занятиях по обучению детей рассказыванию педагогом используются также такие приемы, как объяснения, демонстрация наглядного материала, упражнения, вспомогательные вопросы, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон и др.

При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи.

Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей.

Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.

В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку о…»).

В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения детей рассказыванию многообразны.

 

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Наряду с обучением составлению самостоятельных связных высказываний детей учат пересказу. Существуют разные виды пересказа:  подробный пересказ или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный пересказ; пересказ с перестройкой текста; пересказ с творческими дополнениями.

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

В младшей группе детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни пересказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова.

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью педагога. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

Со среднего дошкольного возраста учебной  программой дошкольного образования предусмотрено систематическое обучение детей пересказу.

 

Занятие по обучению детей пересказу имеет свою структуру.

Вводная часть. Ее цель – создать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста (краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка).

Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

Беседа по содержанию прочитанного произведения. Её цель —  анализ и запоминание текста.

Повторное чтение произведения с установкой на последующий пересказ.

Пересказы детей.

Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказу.

Обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу, является беседа. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения. В беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа. Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности.

В процессе пересказа педагог широко пользуется такими приемами, как прием отраженной речи, подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему ребенку и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми.

В качестве плана пересказа может выступать пространственная модель, Для запоминания детьми текста педагог может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: педагог заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.

Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных остальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому.

При оценке детского пересказа поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети. К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает педагог, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Документация, отражающая содержание деятельности воспитателя

№ п/п

Документация, отражающая содержание деятельности воспитателя

Основные требования

1

План образовательной работы

Наличие основных разделов

Наличие основных разделов

Годовые задачи

Соответствие текущим годовым задачам учреждения на учебный год

Источники планирования

Наличие современных учебных изданий по всем образовательным областям, соответствующих требованиям Кодекса об образовании РБ

Список детей

Соответствие изменениям в течении года

Циклограмма

Соответствие содержание работы всем видам детской деятельности

Разнообразие форм и методов организации основных видов детской деятельности

Сотрудничество с семьей

Наличие разнообразных форм организации работы с семьей

Соответствие содержание работы с родителями годовым задачам учреждения, сезону, возрасту воспитанников.

Индивидуальная работа

Планирование по всем образовательным областям на 4 недели

Соответствие содержание данной работы с пройденными темами организованной детской деятельности.

Физкультурно-оздоровительная работа

Соответствие утренней гимнастики плану руководителя физвоспитания

Наличие активного отдыха в соответствии с возрастом и сезоном.

Разнообразие основных движений и упражнений на прогулке

Дополнения

Наличие изменений в образовательном процессе (дата, образовательная область, форма организации, содержание, источник)

Организованная деятельность

Наличие программного содержания, источников планирования

Соответствие тематическому планированию

Детская деятельность

Соответствие тематическому планированию и сезону

Наличие основной цели организации основных видов детской деятельности

Разнообразие форм и методов организации детской деятельности

Наличие тематического планирования

Соответствие тем социальному опыту воспитанников, сезонным изменениям

Планирование организованной и детской деятельности, образовательной среды в соответствии с темой

Период планирования

Тематическое планирование осуществляется на год

Календарное планирование осуществляется помесячно.

2

Протоколы родительских собраний

Форма написание протоколов

Протокол должен содержать следующую информацию:№ протокола, дата и место проведения, секретарь собрания, количество присутствующих, повестка дня,   информация по рассматриваемым вопросам повестки дня (слушали, выступили, решили (если есть необходимость))

Содержание

Актуализация рассматриваемых вопросов на собраниях относительно годовых задач учреждения, направлению работы учреждения, возрасту воспитанников, сезону.

Наличие выступлений узких специалистов учреждения

Наличие активных форм организации собрания

3

Сведения о родителях и детях

 

Содержание

Точные сведения о регистрации и месте проживания воспитанника.

Точные сведения о законных представителях воспитанников (контактные телефоны, место работы, образование и т.д.)

4

Табель посещаемости детей

 

Содержание

Наличие соответствующих документов на выходной день воспитанникам группы

5

Картотеки (игр, занятий, пособий и т.д.)

 

Содержание

Соответствие возрастным особенностям воспитанников

Разнообразие картотек

6

Тетрадь по самообразованию

Наличие основных разделов

Тематика

Соответствие темы самообразования, имеющимся проблемам и затруднениям, годовой задаче учреждения (1 год)

Соответствие темы по самообразованию теме предстоящего обобщенного опыта (3 года)

Изучение нормативно-правовых документов

Наличие отражения новых нормативно-правовых актов, документов

Наличие изучения научно-правовых документов, методической литературы по выбранной тематике.

Участие в методической работе

Наличие участия в методической работе на разных уровнях: учреждение, город, район, область

Индивидуальный план по самообразованию

Наличие темы, цели, этапность, временного промежутка, содержания работы, выхода или результативности проведенной работы в каждом периоде.

         

 

НА ГОД:

Страница1

План образовательной работы группы № (название) ГУО « Ясли-сад №52г Бреста» на ____/_____ учебный год.

Заведующая:

Заместитель заведующего по основной деятельности:

Воспитатели группы:

Страница 2

Задачи дошкольного учреждения на учебный год.

Страница 3

Списки детей с дифференциацией (в виде таблицы)

Список детей:

Дата рождения ребенка

Пол ребенка

Двигательная активность

Занятия в кружках

         

Страница 4

Список основной и дополнительной литературы с указанием автора, года и издательства.

Страница 5

Сетка занятий, игр-занятий , расписание утренней гимнастики, работы кружков.

Страница 6

Перспективный план на год (Темы планирования)

Страница 7

Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми

Страница 8

Условные обозначения, которые используются в планировании

                                         НА МЕСЯЦ

Страница 9

Физкультурно-оздоровительная работа (все желательно уместить на одной странице в виде таблицы):

  • Утренняя гимнастика
  • Подвижные игры и упражнения на прогулке
  • Игры соревновательного характера;
  • Физкультурные досуги
  • День здоровья
  • Игры с элементами спортивных игр
  • Предматематические представления
  • Обучение грамоте
  • Развитие речи
  • Изобразительная деятельность
  • семинары (где подводятся итоги самостоятельной работы педагога);
  • заседания методических объединений и творческих групп;
  • посещение занятий;
  • коллективные просмотры и др.
    • Сведения о педагоге
    • Изучение нормативно-правовых документов
    • Участие в методической работе:
    • Задачи дошкольного учреждения на учебный год (сводная)
    • Задачи по самообразованию (сводная по годам)
    • Индивидуальный план по самообразованию:

Страница 10

Активный досуг

Ит.п.

№П/П

Содержание работы

Дата

Ответственный

       

Страница 11-15+

Учебная деятельность. Образовательная работа

(планирование занятий, игр-занятий и деятельности в режиме дня)

Страница 16+

Индивидуальная деятельность по… (на 4 недели)

Содержание работы

Методы и приемы

Имя ребенка

учет

       

Страница 17+

Тематические праздники и развлечения(развлечения – 2 раза в месяц по плану воспитателя)

№П/П

Содержание работы

Дата

Ответственный

       

Страница 18+

Сотрудничество с семьей

Тема

Форма организации

Срок проведения

тветственный

 

Анкетирование, посещение на дому, родительские собрания, консультации (тема), выставки( тема), участие родителей в совместных мероприятиях, сотрудничество и т.п

   

Страница 19+

Дополнения

Дата

Образовательная область

Программное содержание

Источник планирования

       

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:

1.Целенаправленность и конкретность программного содержания занятий, игр-занятий

2.Кракткость и компактность содержания плана

3.Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

4. Системность и последовательность

5.Связь всех видов деятельности

6. Вариативность форм организации детской деятельности

7.Повторность учебного материала с последующим усложнением

8.Отражение специфики учреждения

9. Отражение годовых задач учреждения в содержании образовательных задач

10. Наличие триады задач (воспитательная, образовательная, развивающая) в планировании организованной деятельности

Самообразование – это регламентированный вид деятельности, имеющий свою структуру (алгоритм), методы, функции, формы, что естественно, требует продуманного подхода

Самообразование не должно сводиться только к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

                 Формы контроля за самообразованием:

Основные разделы ведения тетради по самообразованию

(Ф.И.О.)_____________________________________________

Должность___________________________________________

Образование (Когда и какое учебное заведение окончил)_______________

Стаж работы в должности _________________________________________

Обучение на курсах (когда и по какой теме)__________________________

Наименование документа

Основные положения

Литература

Дата

       

- на уровне ДУ (открытые просмотры, участие в семинарах, педсоветах и т.д.)

- на уровне района (РМО, августовские секции, семинары и т.д.)

- на уровне области (участие в конференциях, семинарах)

План – одна из наиболее часто встречающихся форм написания индивидуального плана по самообразованию, презентация которого может быть вариативной (оформляется в виде таблицы или текста). Например:

План по самообразованию

Тема:

Цель:

Задачи:

Индивидуальный план по самообразованию

Этапы работы

Цель

Сроки

Содержание

Форма представления результатов

         

Выводы и заключения:

Целесообразно разрабатывать план на один учебный год, но можно и на 2-3 года. В этом случае имеет смысл задачи планировать по годам, т.е. циклам и функционирования учреждения.

  1. Образовательная ситуация на занятии конструируется таким образом, чтобы ребенок обязательно занимал активную позицию: в процессе деятельности он должен выступать то слушателем, то наблюдающим, то действующим.
  2. На занятии должен главенствовать дух открытий.
  3. Обязательны смены мизансцен и движений.
  4. Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде.
  5. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
  6. Помнить об необходимости развития речи в любых формах деятельности.
  7. Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю.
  8. Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий.
  9. Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия.
  10. Продолжительность работы в тетрадях на печатной основе или в клетку по обучению грамоте или математике – не более 10 минут на одном занятии.
  11. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения.
  12. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
  13. Поощрять необходимо искренне, хвалить нужно от души, а верить и доверять безоговорочно.
  14. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными, а не с достижениями другого ребенка. Избегайте отрицательных оценок и личности ребенка в целом, результатов его деятельности.
  15. Обеспечивать успех во всех делах ребенка, а особенно в творчестве, через разумную дозу помощи – задача любого педагога.
  16. Учитывайте: лучше слышать того, кто тише говорит.
  17. Обучая детей, учитывайте их индивидуальные особенности. Максимум внимания уделяйте отстающим: с новым материалом их знакомить нужно раньше, чем других детей (они должны опережать, а не догонять группу)
  18. Средства наглядности должны иметь границы, т.е. соответствовать возрасту детей, их возможностям, а также программным требованиям, этапу усвоения материала.
  19. Обучение должно проходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения ими проблемных задач.
  20. Знайте: только имея с ребенком хороший личный контакт можно его чему-то научить.
  21. Помните: принудительное обучение чему-либо бесполезно.
  22. Обучение надо организовать таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое, научиться новому.
  23. Знайте: только имея с ребенком хороший личный контакт можно его чему-то научить.
  24. Дети должны научиться точно и связно выражать свои мысли: не нагружайте их обилием терминов – объясните суть выражаемых ими понятий. Понимание важнее запоминания.
  25.  
  26. 1Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность дошкольного учреждения.
  27. 2.Литература (для своей возрастной группы):
  • Документация педагога (примерный перечень документации педагога ДУ см. «Методические рекомендации к началу 2007-2008 учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»//Пралеска.-2007.-№7). Документацию воспитателя целесообразно разместить по трем разделам:
  • Методическая;
  • Детская;
  • Картотека на имеющуюся литературу.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями и соответствующим образом промаркирована: литература, рекомендована к использованию Министерством образования РБ, российская литература, (зарубежная литература).

  1. 3.Методический материал (для своей возрастной группы):
  • Конспекты занятий;
  • Сценарии занятий, праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям
  • Рекомендации, памятки.
  1. 4.Картотеки:
  • Дидактических игр;
  • Музыкально-дидактических игр;
  • Подвижных игр;
  • Физминуток и т.п.
  1. 5.Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач программы «Пралеска» по всем разделам).
  2. 6.Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности

(отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства):

  • Материалы и оборудования для занятий;
  • Образцы работ;
  1. 7.Материалы по организации взаимодействия с родителями:
  • Тексты консультаций;
  • Образцы анкет;
  • Материалы анкетирования и т.д.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт (номенклатуру) микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения.

Общение

Познавательно-практическая деятельность

Игровая деятельность

¨     Беседа

¨     Диалог

¨     Рассказывание

¨     Рассматривание иллюстраций, открыток.

¨     Описание

¨     Викторины

¨     Разгадывание кроссвордов

¨     Просмотр диафильмов

¨     Чиение худ. литературы.

¨     Придумывание рассказов, сказок, писем, телеграмм, объявлений, реклам.

¨     Придумывание загадок.

¨     Этюды

¨     Коммуникативные ситуации

¨     Ситуации невербального общения

¨     Объяснения

¨     Пояснения.

¨     Решение проблемной ситуации;

¨     Ритуалы общения;

¨     Тренинг

¨     Моделирование

¨     Макетирование

¨     Экскурсия

¨     Наблюдения (за живой и неживой природой)

¨     Опыт

¨     Эксперимент

¨     Введение дневников наблюдений

¨     Обследование предметов и пространства (измерение, счет)

¨     Целевые прогулки

¨     Изучение карт, планов схем.

¨     Экскурсии

¨     Задания на развитие воображения

¨     Сравнение предметов, объектов;

¨     Составление коллекций, гербариев

¨     Сортировка-классификация;

¨     Составление маршрутов.

¨     Сюжетно-ролевые игры

¨     Дидактические игры

¨     Режиссерские игры

¨     Строительные игры

¨     Развивающие игры

¨     Музыкально-дидактические игры

¨     Подвижные игры

¨     Спортивные игры

¨     Игры-драматизации

¨     Игровые обучающие ситуации;

¨     Игры-забавы;

¨     Игры-рекламы, путаницы, телепередачи, путешествия.

¨     Викторины, головоломки;

¨     Игры-упражнения;

¨     Игры-соревнования

¨     Хороводные игры

 

Учебная деятельность

Художественная деятельность

Трудовая деятельность

¨     Занятия:

-игровые;

-комплексные;

-интегрированные;

-познавательные;

-поисково-исследовательские;

-экспериментальные;

-сюжетно-тематическое;

-занятия-путешествия;

-игровые комплексы;

-и др.

¨     Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность:

-игры-драматизации;

-чтение сказок и рассказов;

-рассказывание сказок и рассказов;

-прослушивание в записи музыкальных произведений;

-прослушивание в записи художественных произведений;

-заучивание потешек, пословиц, стихов, загадок, поговорок и т.п.

-инсценирование;

¨     Музыкальная деятельность:

-прослушивание музыки;

игра на музыкальных инструментах;

-развлечения;

-музыкально-дидактические игры;

-придумывание песенок и танцев.

¨     Изобразительная деятельность:

-рассматривание картин и иллюстраций; и других произведений изобразительного искусства;

-изготовление декораций к спектаклям;

-изготовление атрибутов к различным видам театров;

-изобразительная деятельность;

-Оформление вернисажей, выставок;

¨     Трудовые поручения;

¨     Самообслуживание;

¨     Хозяйственно-бытовой труд:

-коллективный, групповой, поручения

¨     Труд в природе;

¨     Ручной труд:

-изготовление книжек-самоделок,

-составление коллажей,

-вязание, вышивание,

-изготовление игрушек-самоделок.

-изготовление открыток подарков

¨     Дежурство;

В основу планирования должен быть положен здравый смысл в единстве с ответственностью за ребенка, с пониманием его потребностей и запросов

Индивидуальные

Коллективные

Наглядно-информационные

1.Посещение на дому (1-2 раза в год)

2.Индивидуальные консультации

3.Индивидуальные беседы

4.Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса.

5.Работа консультационного пункта (предполагает организацию консультаций для желающих в определенное время несколькими специалистами, имеющими разную квалификацию: воспитателем, психологом, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем и т.д.)

1.Родительские собрания

2.Лектории (предполагает обучение родителей через распространение психолого-педагогических, медицинских,   других знаний на лекциях по соответствующим проблемам)

3.Конференции, семинары ( активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, обмен мнениями, разработку рекомендаций).

4.Диспуты, дискуссии (активное обсуждение проблемы путем высказывания различных мнений и аргументов)

5.Круглые столы, вечера вопросов и ответов.

6.Устные журналы ((выступления педагогов с тематическими сообщениями, в ходе которых даются и практические рекомендации родителям).

7.Групповые консультации.

8. Тренинги (организованное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам).

Деловые и ролевые игры (обыгрывание родителями различных проблем, педагогических ситуаций).

9.Экскурссии (совместное посещение детьми, родителями, воспитателями зон отдыха, культурных мест и т.д.).

10.Родительские школы (долговременное обучение родителей).

11.Заседание клубов по интересам.

12.Дни открытых дверей.

13. Формы работы на основе телепередач: «КВН;, «Поле чудес», «Моя семья», «Один против всех» и т.пю.

14.Благотворительные акции.

15.Концерты.

16. Анкетирование, опрос.

1.Родительские уголки.

2. Рукописные журналы, папки-передвижки. (самостоятельная издательская деятельность воспитателей где подбирается и оформляется теоретический и практический материал).

3. Выставки (фотовыставки, выставки детских работ, семейные выставки).

4. Обмен литературой.

5. Родительские газеты.

  

1.​ Разработку прогулки начните с планирования образовательного процесса. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2.​ Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей.

3.​ Составьте краткий план прогулки. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

4.​ Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия воспитанников.

5.​ Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

6.​ При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.

 7.​ Включите в прогулку трудовую деятельность.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ     В     МЛАДШИХ ГРУППАХ

·         Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

·         Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

·         Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

·         С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

·         Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

·         Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

·         Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

·         Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

·         Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

·         Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

·         «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

·         Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

 «Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

·         Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.

·         По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

·         Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

·         Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые. 

 

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

 

·         Задачи:

-Формировать ответственное отношение за порученное дело.

-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

-Уметь правильно сервировать стол.

·         Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

·         В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

·         В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

·         Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).

·         В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

 Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

·         Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

 Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

·         Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

 «Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

·         Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

·         Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

·         В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

·         Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

 

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ   В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

·         Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления   работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

·         На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

·         Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.

·         Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).

·         Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.

·         Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

·         Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

·         Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.

·         Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.

·         Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

·         Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.

·         Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.

·         Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

 

·         В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.

·         Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).  

Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя такое важное направление в работе как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.
        Условием успешного обучения воспитанников является знание педагогом дидактических закономерностей формирования у детей системы представлений, умений и навыков, владение современными методами обучения, стимулирующими их познавательную активность, умение придать познанию поисковый характер, чтобы в основу образовательной работы была положена личная деятельность самого ребенка.
Важную роль при этом играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.
Таким образом, современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют необходимость осознания необходимости изменения отношения к планированию и организации разнообразных (в зависимости от возраста детей, дидактических задач, содержания, структуры) занятий с детьми.
Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности дошкольника.
Занятие отличают наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).
Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворения их познавательных потребностей.
Занятия классифицируются:по количеству обучаемых (индивидуальные,  подгрупповые, групповые);по дидактическим задачам (усвоение нового, закрепление ранее приобретённого опыта,  творческое применение представлений, умений, навыков);по содержанию дошкольного образования(доминантное (изодеятельность, музыкальное, физкультурное, предматематика, природа и другие образовательные области), интегрированное (объединение содержания нескольких образовательных областей) [3, 5].
Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др.; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.
На основе объяснения и показа способов действий педагогом у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия методы и приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечеткого объяснения педагога).
В зависимости от содержания образовательной области учебной программы, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.
Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Чтобы у ребенка было желание заниматься, важно учитывать физическое и психическое  его состояние, так как у него теряется восприимчивость материала, когда он болен, утомлен, не интересное содержание.
Успешное формирование познавательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Часто деятельность детей побуждается внешними мотивами, не связанными с усвоением представлений. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «нужно помочь…»  и др.
Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.  Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. Кроме этого, при организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
Результаты познавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать, уметь» – эта цель становится деятельностью самого ребенка.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, которые  свидетельствовали о его продвижении вперед, показали, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности.
В структуре занятия отсутствует проверка усвоения детьми представлений, навыков и умений. Эта проверка осуществляется методом наблюдения во время занятия, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни.
Планируя занятие, необходимо, прежде всего определить его цель.
Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психо-физическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, корректно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей.От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.
На занятии главное – организация познавательной деятельности детей.
Педагог не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуацию «открытия». В педагогике говорят «положить цели в сферу деятельности ребенка».
Разделение программных задач на образовательные, воспитательные и развивающие в работе с детьми дошкольного возраста чисто условно, так как в педагогическом процессе они выступают в единстве.
Развивающие задачи предусматривают развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, речи (обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи); мышления (формирование умений осуществлять все необходимые мыслительные операции; анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.); двигательной сферы (сноровка, соразмерность движений, двигательных действий и др.; сенсорики (глазомер, точность, тонкость различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировка во времени и пространстве и др.); памяти, воображения, восприятия, внимания и др.
Решение образовательных задач через формирование представлений; выработку специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков позволяет повышать уровень развития ребенка.
Воспитательные задачи направлены на оказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала и способствуют формированию нравственных качеств  личности, взглядов и убеждений, а также решать проблемы, складывающиеся в детском коллективе.
В образовательном процессе учреждения дошкольного образования могут использоваться и развивающие, и обучающие занятия. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. На развивающем, используя ранее приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.          С этой целью в них вводятся  элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспериментальная деятельность. Однако, такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способностей к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.

Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели,
возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы. Оно должно быть доступным, мотивированным, научным, логично выстроенным, наглядным, достаточного объема, дифференцированным в соответствии с уровнем развития детей, не перегруженным терминами, дополнительной информацией, не содержать более двух новых понятий. Содержание должнопостепенно усложняться, осуществлять связь новых представлений с уже имеющимися, возвращение к пройденному материалу, но на новой, более богатой основе.
Реализация содержания учебной программы обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования .

Цель – это идеальное предвидение результата деятельности. Она может быть общая и конкретная, дальняя и ближняя, внешняя и внутренняя, осознаваемая или нет.

Планирование триединой дидактической задачи в УДО

Цель – это идеальное предвидение результата деятельности. Она может быть общая и конкретная, дальняя и ближняя, внешняя и внутренняя, осознаваемая или нет.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Целеполагание – процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление целей и задач на определённых этапах деятельности, необходимых для проектирования образовательных действий.

Следует различать ели педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цели воспитания (воспитание в широком социальном значении, как передача опыта от старшего поколения младшим).

Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы:

Цели учебные

Цели воспитательные

Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи  (ТДЗ) Она включает в себя:

  1. Образовательную задачу, которая ставится на четырёх уровнях усвоения материала:

Уровень усвоения материала

 

Используемые термины

Примечание

1) Уровень представления

- сформировать,

- познакомить,

- дать представление…

 

Два уровня объединяются вуровень знаний

2) Уровень понимания

- дать понятие,

- научить,

- анализировать,

- характеризовать…

3) Уровень применения

- сформировать умения,

- выработать,

- развить умения,

- закрепить…

Это практическая, алгоритмическая деятельность по образцу

4) Уровень творчества

- научить решать нетипичные задачи,

- находить пути решения…

Перенос опыта, побуждение к собственным открытиям

Исходя из вышесказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать», «уметь», «иметь представления», «формировать», «решать»

 

  1. Развивающую задачу, которая связана с развитием у ребёнка психических процессов (создавать условия для развития, способствовать развитию, развивать…)
  2. Воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личности, психофизиологических качеств дошкольников (воспитывать, ответственность, дисциплинированность…)

Все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом занятии.  На последующих обязательное присутствие лишь образовательных задач.

  • Метод наглядного моделирования, в основе которого лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать геометрические фигуры, схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.

Наглядное  моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного  моделирования  помогает  ребенку  зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Мнемотехника-то система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,  и конечно развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти,

внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из

абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном

графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом

в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.
  • Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

    Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

    самостоятельного анализа ситуации или объекта;

    развития децентрации (умения менять точку отсчета);

    развития замыслов-идей будущего продукта.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

    Элементы модели

    В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

    геометрические фигуры;

    символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

    планы и условные обозначения, используемые в них;

    контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов - пособие "Логикомалыш ”. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

    В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

    предметные картинки;

    силуэтные изображения;

    геометрические фигуры.

    Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

    Пересказ

    Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

    усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

    формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

    передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа "Репка”, "Колобок” и т. п.

    Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

     

    Рассказ по сюжетной картине

    Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее - то есть конец рассказа. На практике "рассказы”, самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

    выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

    определение взаимосвязи между ними;

    объединение фрагментов в единый сюжет.

     

    В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы - ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

     

    Рассказ-описание пейзажной картины

     

    Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

     

    В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

    выделение значимых объектов картины;

    рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

    определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

    объединение мини-рассказов в единый сюжет.

     

    В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием "Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов - "оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

     

    Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

     

    А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

     

    Аналогично проходит работа по другим картинкам. "Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Образовательные Интернет-ресурсы Республики Беларусь

Образовательные Интернет-ресурсы Республики Беларусь

поделиться в:

Интернет-ресурсы: