Страница учителя-дефектолога

Артикуляционная гимнастика

                                       Изображение

   Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального развития ребенка и его социализации в обществе. При помощи речи, общения ребенок легко входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.

     Однако, в наши дни у детей все чаще наблюдается  нарушения звукопроизношения, которые проявляются в смягчении, искажении, отсутствии тех или иных звуков. Одной из причин вызывающей данные нарушения, является слабость, малоподвижность, не точность движений  мышц артикуляционного аппарата, а главным образом мышц языка.

    Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, формирования точных, дифференцированных движений языка, так необходимых для правильного произношения звуков, и проводиться артикуляционная гимнастика. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

1.Проводить артикуляционную гимнастику  нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей умения закреплялись.  Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5- 7 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.

3. При выполнении артикуляционных упражнений следует соблюдать определенную последовательность - начинать с более простых и переходить к более сложным упражнениям.  Проводить гимнастику необходимо в игровой форме, эмоционально (например, в виде Сказки про язычек).

4. Артикуляционные упражнения проводят в хорошо проветренном помещении в положении сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги спокойны.

5. Проводите гимнастику обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть образец выполнения движений взрослым и контролировать свое выполнение движений.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Дети, имеющие особые образовательные потребности

Разве не каждый ребенок особенный?

Мы так думаем. Но что мы имеем в виду, когда мы говорим "дети с особыми потребностями"?

Это такие дети, которым, возможно, требуется дополнительная помощь из-за особенностей их психофизического развития.

Может быть, вы видели детей, которые находятся в инвалидной коляске?

Эти дети имеют особые потребности. Им необходимо не только специальное оборудование, но и требуются специальные условия: пандусы или лифты, доступные для передвижения. Дети, которые больны сахарным диабетом или церебральным параличом, будут тоже иметь особые потребности. Им требуется лекарство. Детям, имеющим проблемы со зрением, требуется специальные книги для чтения. Дети, имеющие слуховые и речевые проблемы, также имеют особые потребности.

Если вы являетесь родителем ребенка с особыми потребностями, то вы  - особенный родительВы призваны защищать своего ребенка и создавать  наилучшие условия для его развития.

Как понять, что является лучшим выбором для развития вашего ребенка?

Если ваш ребенок чувствует себя в безопасности, счастлив,  с интересом участвует в образовательном процессе и показывает реальный прогресс в  развитии, то вы выбрали правильный путь.

Если ваш ребенок несчастлив, ни в чем не участвует, ему некомфортно и неудобно, или у него не наблюдается прогресса в развитии, то вам следует искать альтернативу привычным для вас условиям образования малыша.

Наибольшее количество обращений родителей за консультацией к специалистам составляют проблемы речевого развития ребенка.
 Каких случаях нужно беспокоиться?

Прежде всего,  для нормального становления речевой деятельности необходимо, чтобы у ребенка:

  • достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
  • правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
  • были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  • формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

  • способность говорить;
  • способность понимать сказанное.

           Проявления речевых нарушений:

  • Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
  • Нарушение слоговой структуры слова.
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.
  • Неправильное грамматическое оформления высказывания.
  • Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).
  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
  • Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
  • Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.
  • Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.

Где Вы можете получить консультацию специалистов и заключение о том, имеются ли у вашего ребенка особенности психофизического развития?

Предварительная запись на психолого-медико-педагогическую комиссию ЦКРОиР г.  Ивье осуществляется по телефону 6-12-64

<font color="#000000" face="georgia, serif"> </font>

Какие документы, необходимо предоставить для психолого-медико-педагогического обследования?

1. Медицинская карта из поликлиники с результатами осмотра окулиста, отоларинголога, невропатолога (для детей с нарушением слуха – заключение сурдолога (с предоставлением аудиограммы)) за последний год.

           2. Справка организации здравоохранения о состоянии психического здоровья ребёнка (заключение детского психиатра).  

3. Психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, которое посещает ребёнок, заверенная печатью и подписями заведующего и соответствующих специалистов учреждения образования. Характеристика предоставляется как при посещении детского психиатра, так и до проведения ПМПК в ЦКРОиР.

           4. Результаты продуктивных видов деятельности для ребёнка дошкольного возраста – рисунки, аппликационные поделки и т.д.


Вам следует помнить, что:

Обследование ребёнка проводится только в присутствии законного представителя ребёнка либо лица, его заменяющего, с подтверждающими документами, заверенными нотариально.

https://pp.userapi.com/c639624/u1781862/video/l_d8a31abf.jpg

Как заинтересовать детей

при выполнении артикуляционных упражнений.

Артикуляционная гимнастика является необходимой спутницей для Вашего ребенка. Она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Для получения развивающего эффекта необходимо выполнять ее регулярно. Данный комплекс – подготовительный и не заменяет занятий с логопедом. Его выполнение подготовит мышцы артикуляционного аппарата к дальнейшей работе.

         Использование материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства (продуктов, специй) способствует более длительному сохранению ощущений, возникающих во время упражнений. Ребенок начинает лучше чувствовать артикуляционные органы и совершаемые ими движения. В упражнениях можно использовать различный материал, не вызывающий аллергической реакции у ребенка. Играть только под присмотром взрослого. Использовать:

•кружочки или кусочки фруктов, ягод;

•палочки корицы, бадьян, гвоздику, горошки перца, лавровый листи др. специи;

•крупы, сырые макароны разной формы;

•семена, орехи;              

•кокосовую стружку, кофе;

•зелень;

•пробка натуральная.

          Перед проведением такой гимнастики необходимо убедиться, что у детей нет аллергии на тот или иной продукт.

Тренируем дыхание:

✓Сдувать с ладоней кусочки выты, конфетти, кокосовую стружку, салфетки, семена, листья, мелкие плоды... Важно при этом не надувать щек и не поднимать плечи.

✓Положить широкий язык на верхнюю губу, дуть по языку вверх, пытаясь сдуть с носа предмет (листик петрушки, укропа, кусочек ваты носа и другое, что может удержаться на кончике носа). Дуть по языку резко и сильно. Чтобы получилось, язык должен быть плоским и загнутым кверху.

Упражнения для губ

✓Удерживать губами сушку, ягоду, орех,

✓Отрывать губами листья у петрушки и др.

Упражнения для языка:

✓Удерживать на плоском языке предмет (кукурузный шарик, ягоду) как можно дольше.

✓Удерживать мелкий предмет (ягоду или семечко) кончиком языка внутри рта у нижних зубов.

✓Удерживать предмет, прижимая кончиком языка к небу за верхними зубами.

✓Удерживать предмет, прижимая кончиком плоского языка над верхней губой.

✓Сделать «усы», удерживая предмет между губой и носом.

✓Сглатывать каплю сладкой или соленой воды, травяного настоя, сока, которую взрослый капает на корень языка пипеткой;

✓Облизывать кружок апельсина, лимона и др. по кругу, взрослый помогает ребенку удерживать голову неподвижно, в упражнении участвует только язычная мышца).

✓Облизывать попеременно обе поверхности чайной и столовой ложки с разным вареньем по кругу (голову фиксировать).

✓Облизывать по кругу варенье или мед с губ, варенье с сухарика, с блюдца.✓Перекатывать орех (крупную виноградину, ягоду) во рту от щеки к щеке;

✓Передвигать в стороны и сверху вниз кончиком языка ягоды, нанизанные на нитку (голову фиксировать).

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СТРАНИЦУ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

 

Распространенные ошибки родителей,

негативно  влияющие на речевое развитие ребенка

  • Одним из наиболее негативных факторов является так называемое «сюсюканье». Таким поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
  •  Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают  период, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
  • Нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно пребывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
  • Вредным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Если ребенок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно он это  не сможет.
  • Одной из основных бед нашего времени является бедный речевой опыт детей.  Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
поделиться в:

Интернет-ресурсы: